Персональный сайт Органовой Т.М.

Основы православной культуры в школе

Есть такая страна - Бог.

Россия с ней граничит.

Р.М.Рильке

В помощь учителю

 

Яндекс.Метрика

IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

ЗАЧЕМ Я УЧУСЬ?

Взгляд на учение с точки зрения православия

Сценарий урока по предмету

«Основы православной культуры» 

Автор Органова Т.М., преподаватель ОПК

МОУ гимназии №82 г. Краснодара

Дорогие ребята!

Мы сегодня встречаемся с вами в начале нового учебного года в нашей любимой и уютной школе. Я рада видеть вас, вижу, что вы хорошо отдохнули, загорели и поздоровели и готовы с новыми силами приступить к занятиям. Сегодня вместе с вами сели за парты первоклассники. Вы видели, какие они счастливые и гордые – сбылась их мечта: они стали учениками, ведь все маленькие дети мечтают вырасти и ходить в школу. Однако проходит время, и эта радость куда-то исчезает. Почему же это происходит? Наверное, потому, что за рутиной повседневных школьных дел, ребята часто забывают о цели своей учебы. А ведь без цели все становится бессмысленным и не может приносить радости.

Поэтому сегодня я хочу, чтобы мы вместе опять ответили для себя на вопрос: «Зачем я учусь?»

Что вы можете мне сказать по этому поводу? (Ребята отвечают, а учитель записывает их ответы на доске).

Обычные ответы: Я учусь, чтобы

Стать умным и образованным

Получать хорошие оценки

Хорошо закончить школу и поступить в университет

Получить престижную работу и хорошо зарабатывать

А теперь, пожалуйста, ответьте еще на один вопрос: «Для кого я учусь?»

Обычные ответы: Я учусь для

Себя

Своих родителей

Учителей

Иногда – для своей страны.

Спасибо за ваши ответы. А сейчас я хочу, чтобы мы узнали, какие ответы на эти вопросы может дать православный человек. Это человек-христианин, верующий в Бога, знающий его учение и правильно исполняющий его.

Вы все знаете, в какой книге изложено это учение. Конечно, это Библия. А как переводится слово Библия на русский язык? На греческом это значит «книга». Библия – это книга книг – главная книга на земле. В первой ее части, Ветхом завете, рассказывается о жизни человечества до прихода в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Во второй части, Новом Завете или Евангелии, рассказывается о земной жизни Спасителя, Его учении и Спасительных для человечества страданиях на кресте.

 У христиан к ней особое отношение – это их святыня, Боговдухновенное писание. Это значит, что писали его люди, а руководил ими Святой Дух.

Это такая святыня, что для того, чтобы это священное писание могли читать славянские народы, святыми равноапостольными Кириллом  и Мефодием была создана специальная азбука, и появился церковно-славянский язык. Православная церковь и в наши дни продолжает пользоваться этим языком, потому что он богат, красив  и, главное, чист.

И вот сейчас, с помощью этой книги мы с вами будем отвечать на наши вопросы. В этом нам поможет притча о талантах, рассказанная Спасителям своим ученикам-апостолам. Мы находим ее в Евангелии от Матфея. Но давайте сначала уточним значение слова «талант».

Талант,1. Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Талант – самая крупная единица массы и денежно-счетная единица в Др.Греции, … равнялась 26,2 кг золота. (Йоханнес Ирмшер. Словарь античности)

 А теперь познакомимся с притчей..

Некий «человек, …Отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое; и одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; Точно также и получивший два таланта приобрел другие два; Получивший же один талант пошел и закопал в землю… По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. … получивший пять талантов принес другие пять талантов… Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий,… и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый!... подлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 25:14-30).

Даваете же обсудим, за что господин наказал одного из своих слуг и наградил двух других. (Выслушиваются ответы учащихся). Конечно же ,наказание следует за то, что данный человеку талант не был преумножен, тот не предпринял для этого никаких усилий. Не зря господин называет его «ленивым», и у него отнимается и то, что он имеет. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такой ситуацией в школе, когда у способного ученика, ленящегося развивать свои способности, они как бы затухают, отнимаются. И, наоборот, не очень способный, но трудолюбивый ученик, достигает больших успехов. Ведь Господин, видя его усердие, радуется и еще добавляет ему к тому, что он сам преумножил. В малом ты был верен, над многими тебя поставлю, - говорит он.

Рассматривая эту притчу, мы можем сделать вывод, что человек несет перед Богом ответственность за данные ему способности, таланты, и за их преумножение.

А то, что Господь никогда не оставит того, кто это делает и всегда выполняет свои обещания, мы можем увидеть из истории одного мальчика.

Очень давно, в 14 веке жил на Руси мальчик, отрок, как тогда говорили, по имени Варфоломей. Его семья, как и большинство семей в то время, была верующей, богобоязненной. Таким  рос и Варфоломей. Он ходил в храм Божий. Молился и постился, почитал своих родителей. И все в его жизни было хорошо. Но когда настало время учиться, пришли первые огорчения – как ни старался Варфоломей, он не мог постичь грамоту. Его это очень огорчало, но он не бросал своих усилий. Он старался сам и усердно просил Бога о помощи.

И вот однажды ему повстречался путник, нуждающийся в ночлеге. Родители Варфоломея всегда давали приют путникам, и мальчик повел его к себе домой. По дороге они разговорились, и мальчик  поведал новому знакомому о своих огорчениях. Тот посоветовал ему не отчаиваться и надеяться на помощь Божию.

 После вечерней трапезы, когда пришло время по обычаю читать Священное Писание, странник велел Варфоломею взять Евангелие  и читать. Не смея ослушаться старшего, отрок со страхом взял святую книгу, открыл ее и – о чудо! – все, что раньше было для него непонятными значками, вдруг сложилось в чудные слова Божественного писания.

Так Господь вознаградил Варфоломея за его труды и молитвы и ввел «в радость Господина твоего».

 Мало кто сейчас не знает имя этого мальчика, ставшего светочем земли Русской, святым преподобным Сергием Радонежским. Он основал Троице-Сергиеву Лавру, по его молитвам и благословению, данному им святому князю Димитрию Донскому, Русь была освобождена от татаро-монгольского ига. Он и сейчас помогает всем, нуждающимся в его помощи. Ему могут молиться ученики, у которых что-то не ладится с учебой.

Святый преподобный отче наш Сергие Радонежский, моли Бога о нас!

Житие преподобного Сергия Радонежского вдохновило замечательного русского художника Нестерова на создание серии картин. В Третьяковской государственной художественной галерее, которая находится в Москве, не давно был открыт целый зал, посвященный этому удивительному артисту. Если вы будете в Москве, я советую вам обязательно посетить его.

Иисус Христос сказал своим ученикам: «Без меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15, 5). Поэтому в России, которая была православной страной, до 1917 года занятия во всех школах начинались специальной молитвой. В ней мы можем найти ответы на наши вопросы: «Зачем и для кого мы учимся?»

«Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наша силы, дабы внимающе преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу».

Итак, для чего же и для кого надо учиться?

 (Выслушиваются ответы учащихся, а затем подводится итог обсуждению). Чтобы «возрасти»: стать умнее, лучше, выше. И это делать надо, во-первых, во славу нашему Создателю, который сотворил нас по своему образу и подобию, то есть заложил в нас все возможные совершенства, которые мы обязаны открывать и развивать в себе.

Во-вторых, для своих родителей, которые всегда возлагают на своих детей большие надежды, и исполнение этих надежд несет им великое утешение в этой сложной жизни.

И, в-третьих, хорошая учеба приносит пользу Церкви и Отечеству, которые стоят на страже духовного и физического благосостояния нашего народа и нуждаются в умных и образованных людях.

Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, как должен относиться к учению православный человек. Я надеюсь, что вы поняли, что учеба – это не только ваше личное дело, от того, как вы учитесь, зависит многое в жизни ваших близких и нашей Родины.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Предмет « Основы православной культуры» занимает особое место в школьной программе Он призван в какой-то мере восполнить дефицит духовности, возникший в современном обществе. Этот дефицит особенно сказывается на детях. Пагубное влияние сугубо материалистического подхода к жизни, навязывание идеи, что смысл жизни состоит в достижении материального успеха, приводит к постепенному размывание духовно-нравственных ценностей в детской среде. Причины многих конфликтов, бед и неприятностей в жизни современных подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить плохое от хорошего, определить нравственные приоритеты в жизни.

Я думаю, что главной целью преподавания основ православной культуры является заложение нравственного фундамента, на котором наши дети будут строить свою жизнь. Поэтому я организую свои уроки по этому предмету таким образом, чтобы в результате совместного обсуждения каждый ученик смог определиться в своем отношении к проблемам окружающей жизни, основываясь на традиционных для России нравственных ценностях. Самая важная цель каждого урока – духовно-нравственная, но при этом одновременно решаются задачи образовательного, развивающего и эстетического характера. Эти уроки имеют свою структуру.

Сценарий «Зачем я учусь» является примером такого урока. Цель его – формирование у школьников высокой мотивации учения, основной на православных нравственных ценностях. Лучшим методом проведения такого типа уроков является эвристическая беседа. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

 Начинается урок с определения исходной позиции, на которой находятся учащиеся в начале урока. Ответы на вопросы « Зачем и для кого я учусь?» показывают, что для большинства ребят мотивация учения сугубо эгоистичная: 

Я учусь для себя и своих родителей,

чтобы стать умным и образованным,

получить хорошее образование,

престижную работу и хорошо зарабатывать.

Вывод: учение – мое личное дело.

 Следующий шаг – это постановка проблемы: «Как может ответить на эти вопросы православный человек?»  На этом этапе также решаются вопросы образовательного характера: Кто такой православный человек? В какой книге содержится христианское учение? Почему Библия -  это богодухновенное писание? Чем мы обязаны  святым равноапостольным Кириллу и Мефодию? Какую роль играет в церковной жизни церковно-славянский язык?

Для решения проблемы привлекается первоисточник – притча о талантах (Мф. 25:14 -30). Это центральная часть урока. Очень важно, чтобы ребята не только поняли, за что и как был наказан нерадивый слуга, но и какую награду получил тот, кто своими усилиями преумножил доверенные ему таланты. Также уточняется значение слова «талант», что обогащает словарный запас учащихся.

На любом уроке теоретическое положение требуется подтверждать примером. Таким примером на данном уроке является эпизод из жития святого преподобного Сергия Радонежского (отрока Варфоломея). Уместно вплетается сюда и рассказ о замечательном русском художнике М.Нестерове и Третьяковской галерее.

Анализ молитвы «Перед учением» помогает ребятам обобщить полученные на уроке знания, а также понять, в каком духовном климате жили их сверстники в дореволюционной России.

Завершающий этап урока – это подведение итогов и переход на новую позицию: 

 Я учусь для своего Создателя, чтобы, раскрывая заложенные во мне способности, прославлять Его;

для своих родителей, чтобы оправдать их любовь;

для Православной Церкви и Отечества, чтобы служить им всеми данными мне Богом талантами.

Вывод: учение – не только мое личное дело.

Исходя из своего опыта, я должна сказать, что такое построение уроков вызывает большой интерес и душевный отклик ребят. Я замечаю, как растет у них внимание к их духовному миру, как они стараются стоить свои отношения с окружающими на основе тех знаний, которые они получили на наших занятиях, и это вдохновляет меня работать дальше.

 

 

День народного единства

В современной России набирает силу традиция объединения государственных и церковных праздников.

24 мая по всей стране широко отмечается День славянской письменности культуры, неразрывно связанный с именами  свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, память которых отмечает в этот день православная церковь. Создатели славянской азбуки положили начало многим славянским культурам, в том числе и русской. Современная православная церковь до сих пор пользуется церковно-славянским языком, ставшим тем корнем, их которого вырос современный русский язык.

В этом году возник еще один общий праздник. 28 июля стал Днем Крещения Руси. Эта дата выбрана неслучайно – 28 июля день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира.

В 2005 году был возрожден праздник, который до 1917 года более трехсот лет отмечался в России, как государственный, но который и в советское время не переставал отмечаться церковью - «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)». В новое время он получил название День народного единства и отмечается 4 ноября.

Этот праздник связан с одним из самых сложных периодов в истории русской государственности -  Смутным временем. Царствование Иоанна Грозного, неоднозначно оцениваемое историками, сменилось чередой правлений, которые привели Россию на край гибели: царь Федор I Иоаннович, царь Борис Годунов, царь Василий Шуйский и, наконец, Семибоярщтна. Конец 16 –начало 17 веков – это время Самозванцев, выдававших себя за младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия, время польской интервенции. В 1610 году Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест сыну  польского короля Сигизмунда королевичу Владиславу, на условиях его перехода в православную веру, а затем (в ночь на 21 сентября) тайно впустила в Кремль польский гарнизон.[18].

Если бы польский королевич стал русским царем, самостоятельность русского государства оказалась бы под угрозой. Такая же опасность угрожала и православной вере, т.к. католическая церковь не преминула бы воспользоваться шансом установить свое господство над такой огромной и богатой страной, как наша. Момент был ужасный, в прямом смысле судьбоносный.

Здесь следует отметить, что наиболее стойко и последовательно в это смутное для России время держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия да Нижний Новгород под руководством воевод Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключённый поляками в темницу Чудова монастыря, где он и умер впоследствии 17 февраля 1612 года от голода и болезней.

С июля 1611 года архимандритом Дионисием начали рассылаться грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Воевода Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы — в Пермь. И неслучайно, что первыми во весь голос заговорили о сопротивлении иноземцам именно в Нижнем Новгороде[21].

На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина[2]:

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

— С.М.Соловьев. История России с древнейших времён.

Том 8. Глава 8. Окончание междуцарствия

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

Второе народное ополчение выступило из Нижнего в конце февраля — начале марта 1612 года. В качестве главного своего оружия русские воины взяли с собой список с одной из самых почитаемых икон – Казанской Божией Матери.

История этой иконы, ее роли в жизни России чудесна. Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный было в середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Уже на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича в 1552 году монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый казанский владыка, святитель Гурий. Смиренной ревностию, а не силою шло присоединение к Церкви обращаемых в православную веру магометан. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, - замечал летописец, - стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля по христианскому летоисчислению, устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил первое описание явления Казанской иконы к царю в Москву вместе с точным списком обретенной иконы.

Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанской обширный собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

22 октября по старому стилю (1 ноября по использовавшемуся поляками григорианскому календарю) в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с этой Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они воочию убедились.

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Сегодня этот праздник возрожден. Подвиги наших предков заслуживают того, чтобы о них помнили.

 

Т. Органова

Христианская сущность психологизма Достоевского

Ф.М. Достоевский – без сомнения самый известный и один из самых читаемых русских писателей. В чем причина такой популярности? Часто говорят, что она кроется в желании понять «загадочную русскую душу», которую он раскрыл в своих великих романах. Но если бы это было так, то его книги были бы интересны только любителям этнографической психологии.

Может быть, читателей привлекает детективный сюжет? Да,  почти все романы Достоевского. имеют детективный сюжет, но назвать их детективами не поворачивается язык – такую глубину человеческой души они живописуют.

На мой взгляд, романы Достоевского раскрывают душу любого человека, ее христианскую сущность, не зависимо от национальности. Скажут, почему же эти книги находят своих многочисленных читателей в странах исторически не христианских? На это могу лишь вспомнить высказывание Тертуллиана, что всякая душа по рождению христианка.

Для меня Достоевский – один из самых светлых писателей, поэтому я постоянно обращаюсь к его книгам, вновь и вновь перечитываю их. Это не утешительные сказки массовой культуры, не розовые очки, которые предпочитают надевать многие современные читатели, что «отвлечься», как они любят говорить, от проблем. Это Свет, который светит во мраке и сквозь мрак страшной земной жизни и человеческой души, не давая людям отчаяться, свет Христов.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1. 4-5).

Каждый из великих романов Достоевского – это история души человека, его сердца, где «Бог с дьяволом борется» и побеждает. В этом великая жизнеутверждающая сила книг Достоевского.

 Потому он смог так достоверно изобразить эту борьбу, что сам ощущал ее в своей душе, сам прошел этот тяжкий путь. В начале своей жизни под влиянием идей петрашевцев, он отошел от Бога, от веры своего детства. «Он пишет в своей записной книжке: "И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было» (Н.Бердяев. Миросозерцание Достоевского).  И только близость смерти, которую он испытал на эшафоте, общение с народом на каторге, где самый последний преступник веровал в Бога, чтение «Евангелия», которое подарили ему жены декабристов – а они на своем примере знали силу этой Книги – помогли ему вновь обрести веру. Он видел в ней спасение человека и России и писал об этом в своих произведениях. «Достоевский возвращает веру в человека, в глубину человека... Человек возрождается, когда верит в Бога. Вера в человека есть вера во Христа, в Бого-Человека» (там же).

Роман «Преступление и наказание», пожалуй, самый известный в нашей стране, даже среди тех, кто его не читал, потому что он изучается в школе. От того, как рассматривает его учитель на уроках литературы, зависит во многом, полюбят ли ученики Достоевского.

К сожалению, эта книга часто анализируется в школе упрощенно, с уклоном в социальный аспект. Это наследие советского прошлого, когда мы не могли отказаться от такого великого писателя, славы нашей литературы, но и не могли принять христианской основы всего его творчества. Мой опыт убеждает: когда Достоевского изучают с духовно-нравственной точки зрения, это находит глубокий отклик в сердцах молодых людей, потому что их больше всего волнуют эти проблемы, чтобы ни говорили о современной молодежи.

В чем же преступление Родиона Раскольникова и в чем его наказание? Когда совершается преступление и когда оканчивается?

Весь роман, кроме последней страницы, это описание преступления, которое начинается тогда, когда Раскольников впервые задает себе вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» Это тот вопрос, который в свое время задал себе ангел света Денница и который превратил его в Сатану. Поэтому он вызывает ужас в истинно христианской душе Сони Мармеладовой.

Убийство старухи-проценщицы лишь второй этап преступления, а третий – это состояние раскаяния, но не покаяния, в котором пребывает Раскольников даже тогда, когда приходит с повинной.  По очень точно замечанию священника Владимира Вигилянского, главы пресс-службы РПЦ, покаяние и раскаяние – «это разные вещи. Петр, предавший Христа, покаялся и стал верховным апостолом, а Иуда раскаялся – и повесился. Покаяние – это внутренне изменение человека. Без помощи Божьей оно невозможно. А раскаяние – это всего лишь сожаление по поводу того, что тот или иной твой поступок или совокупность поступков не принесли желаемых плодов» (Владимир Вигилянский: Православие – это не идеология, это жизнь. УГ №31 от 2.08.2011).

Раскольников раскаивается, что совершил убийство, потому что воспоминания о нем причиняют ему ужасные душевные муки, но не в том, что нарушил заповедь и убил человека, решив, что сам может решать, кто достоин жить, а кто нет, тем самым посягая на право Творца вершить суд: «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим.12,19). Таким образом, он длит свое преступление, которое и становится его наказанием, так как отделяет его от Бога. Когда же приходит истинное покаяние, для Раскольникова начинается новая жизнь.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4.6)

 

            «Братья Карамазовы» - последний роман Достоевского (1880). Он является плодом всей жизни писателя, его духовных исканий.  Вся мощь таланта писателя-христианина проявилась в этом незаконченном произведении, поэтому он производит неизгладимое впечатление. Это мой любимый роман, каждый герой которого необыкновенно интересен и своеобразен, потому что в каждом из них писатель воплотил нечто свое. Как писал Николай Бердяев, « Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем художественном творчестве. В творчестве его отразились все… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz